Зелёные технологии познаём с детства

Областной детский биологический центр – единственная в регионе внешкольная организация эколого-биологического профиля, которая работает системно по формированию экологической культуры семьи. Центр представляет собой своеобразную учебно-исследовательскую лабораторию под открытым небом.
С января  2019 года «Фонд развития общественно значимых инициатив» на базе биологического центра Семея начал пилотный проект «Внедрение энергоэффективных технологий». Проект осуществляется при финансовой поддержке Программы малых грантов ГЭФ в Казахстане, администрируемый ПРООН и рассчитанный до октября 2020 года.

В рамках проекта на территории центра установлен водоколлектор, получающий энергию от солнечных панелей; на опытном участке для покрытия почвы используется биоволокно; в классах, лабораториях, актовом зале заменены все старые лампы накаливания на энергоэффективные; в теплице и оранжереях установлены фитодиодные лампы.

Это позволило значительно снизить затраты электроэнергии, улучшить условия содержания пернатых и четвероногих обитателей зооуголка, создать комфортные условия для детей, обучающиеся в кружках естествознания, и что самое важное,   позволило педагогам внешкольного образования не в теории, а на практике показывать детям, как можно при помощи альтернативных источников энергии, беречь в природе их не восполняемые аналоги, и следовательно, не загрязнять окружающую среду отходами переработки.

Солнечный коллектор – это альтернативный источник и накопитель энергии. После его установки мы получили уникальную возможность без затрат бюджетных средств, то есть абсолютно бесплатно, получать круглогодично горячую воду, – рассказывает Дарья Вощакина, – отпала необходимость постоянно греть воду, чтобы провести санитарную очистку помещений. И не только. Горячая вода нужна и для содержания зимнего павильона теплолюбивых животных, что облегчает уход за питомцами. Теплую воду провели в бассейн для водоплавающих птиц, и к многочисленным аквариумам. Процедура замены воды стала автоматизированной. Теперь нет необходимости отстаивать и подогревать воду в холодный период для полива в цветочной оранжерее. Да и элементарно, каждый работник, ученик и посетитель может помыть руки теплой водой после общения с питомцами.

Агроволокно используется  на учебно-опытном участке, где юннаты с преподавателями выращивают овощные культуры, ставят опыты, собирают и накапливают семенной материал. Весь этот участок покрыт агроволокном черного цвета. Биологический чистый материал способствует задержанию влаги, предохраняет почву от высыхания и эрозии, предотвращает рост сорняков. Поэтому нет необходимости ежедневно пропалывать, рыхлить и часто поливать грядки, а значит и экономить силы, время и воду.

От действия фитоламп, установленных в оранжерее осенью прошлого года, первые результаты стали видны уже зимой – большинство растений одновременно и массово зацвели, чего раньше не было. Фитолампы, являющиеся еще и энергосберегающими, благоприятно действуют на растения, так как  продлевают светлый и теплый период (свет близок по спектру солнечному), что немаловажно в условиях резко-континентального климата региона.

Теперь юннаты под руководством педагогов проводят первые опыты по выращиванию рассады томатов, сладкого перца, баклажанов и прочих овощных культур под фитолампами.

Помимо всего перечисленного, в учебном корпусе, где занимаются юннаты: лабораториях, актовом зале, классах энергозатратные (в том числе и ртуть содержащие) лампы были заменены на энергосберегающие светильники. Они дают больше света, бесшумные, не требуют специальной утилизации, экономят средства.

Фонд общественно значимых инициатив провел на базе биоцентра семинары по внедрению зеленых технологий.  Методические пособия по экологическому воспитанию получили учителя общеобразовательных школ города и пригорода.

Ежегодно центр обучает более 160000 населения – взрослых и детей, данная работа направлена на формирование экологической культуры (бережного отношения к животным, растениям) с участием эко-волонтеров из числа молодежи, детей,  взрослых и активных женщин лидеров.

– Дети в ходе игры узнают о пользе зеленых технологий. Им предлагаются ситуативные задания. Например, как бы они поступили в условиях наличия той или иной зеленой технологии? Они придумывают свои проекты. Это для них интересно и увлекательно, – делится наблюдениями Дарья Николаевна, –  мы направляем детей, чтобы они учились самостоятельно размышлять, задумываться о проблемах экологии, природы. Как помочь природе? Как предотвратить антропогенные катаклизмы? Как сохранить природные ресурсы для будущих поколений? Они дают свои ответы, предлагают варианты решений.

Но думается самое важное во внедрении новых зеленых технологий и образовательных методик – это формирование у подрастающего поколения совсем иного мировоззрения, основанного на гуманистическом отношении к экологии. Что может быть важнее? Ведь это им предстоит строить города будущего, где не должно быть места дымящим и коптящим трубам, выбрасывающим в атмосферу миллионы кубических метров вредных газов и примесей.

Методическое пособие по просветительской работе для центров «зеленых» технологий

Видеоматериалы